В настоящее время органы в Российской Федерации активно ведется работа по снижению административного давления со стороны контрольно-надзорных органов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. О том, как проходит работа в данном направлении в Ленинградской области, о внедрении новых подходов в организации деятельности органов надзора и нюансах независимой оценки пожарного риска мы поговорили с заместителем начальника Главного управления МЧС России по Ленинградской области – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Русланом Батдыевым.
- Руслан Тейркулович, расскажите, какая работа проведена на сегодняшний день, и каких результатов уже удалось достичь в области снижения количества проверок контрольно-надзорными органами?
- Почти на 40% уменьшилось количество плановых проверок. Для сравнения, в 2015 году Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области было запланировано 5082 проверки, а на 2016 год необходимо провести уже лишь 3265 плановых проверки, предметом которых является соблюдение на объекте защиты требований пожарной безопасности. На 2017 год подготовлен проект плана проведения плановых проверок в количестве 2576 проверок. Наряду с этим, с целью обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты, сотрудниками государственного пожарного надзора особое внимание будет уделяться проведению профилактической, разъяснительной и обучающей работы.
- А как происходит формирование плана проведения плановых проверок?
- Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности либо окончания проведения последней плановой проверки.
Планирование проверок на 2017 и последующие годы осуществляется с учетом Методики определения периодичности осуществления плановых надзорных мероприятий, в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, утвержденной МЧС России от 11.08.2015 № 43-3828-19 (так называемый риск-ориентированный подход к планированию и проведению проверок).
- В связи с этим, давайте перейдем к следующему вопросу. Существует ли вариант, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть исключен из проверки?
- Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок с нарушением. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2010г. № 489 и от 26.11.2015г. № 1268.
На сегодняшний день из плана плановых проверок на 2016 год исключено проведение 479 проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
- Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиты имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Какими же способами обеспечивается пожарная безопасность объектов защиты?
- На сегодняшний день действующим законодательством в области пожарной безопасности, предусмотрен вариативный подход к обеспечению пожарной безопасности объектов защиты. В частности, обеспечение пожарной безопасности проверяемого объекта защиты при проведении проверки можно путём выполнения одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Одновременно с этим в обязательном порядке подлежат исполнению требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Кроме того, правообладатель объекта защиты вправе обеспечить пожарную безопасность объекта, применив следующие формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности:
1) аккредитация;
2) независимая оценка пожарного риска (далее - НОР);
3) государственный пожарный надзор (проведение проверок с принятием соответствующих мер административного характера в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности);
4) декларирование пожарной безопасности;
5) исследования (испытания);
6) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственный контроль;
9) экспертизы.
- Сейчас активно используется независимая оценка пожарного риска, расскажите о ней.
- Система независимой оценки рисков создавалась с целью повышения уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и снижения административных барьеров. При этом решаются следующие такие задачи, как: снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов; учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта; а так же освобождение органов пожарного надзора от проведения надзорных мероприятий, сосредоточение их усилий на проведении профилактических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров.
- Что включает в себя проведение данного рода мероприятия?
- Независимая оценка пожарного риска включает в себя анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; обследование объекта защиты; проведение расчетов по оценке пожарного риска; подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в территориальное подразделение надзорной деятельности МЧС.
- Каковы особенности проведения проверок в отношении объектов, на которых выполнена независимая оценка пожарного риска?
- В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, заключения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР.
Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты.
В случае поступления заключения НОР после утверждения ежегодного плана плановых проверок плановая проверка объекта защиты проводится в соответствии с правами, предоставленными сотрудникам органов Федерального государственного пожарного надзора МЧС России, действующим законодательством, а именно при осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты, предъявляемым требованиям, плановая проверка продолжается. Правда при этом уже с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности и оформлением мотивированного решения лица, проводящего проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям проверка проводится в соответствии с положениями Административного регламента, проверяется выполнение только требований Федерального закона от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Таким образом, независимая оценка пожарного риска является одной из простых и эффективных форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, исключающая административные барьеры.