30 июня 2016, 00:00
102
14 минут

Об изменениях в зв федеральном законодательстве Российской Федерации и законодательстве Ленинградской области в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности

Юлия Александровна, расскажите, какие изменения произошли в федеральном законодательстве Российской Федерации и законодательстве Ленинградской области в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности

В связи с принятием в течение 2015 – 2016 годов ряда федеральных законов, вносящих изменения в действующее федеральное законодательство, урегулированы отдельные вопросы в сфере обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

  1. Внесены изменения в   Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":

1.1.Федеральным  законом  от 08.03.2015 N 38-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" внесены изменения,  а именно:

- В перечень основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включено прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

- Понятийный аппарат дополнен определениями "критически важный объект", "потенциально опасный объект", "быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы" и "территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов".

В частности, определено, что потенциально опасными являются объекты, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.

Критически важными являются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой РФ, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта РФ, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

- Правительство РФ уполномочено устанавливать критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным и потенциально опасным, а также порядок формирования и утверждения перечня таких объектов, порядок разработки и формы паспорта их безопасности и обязательные для выполнения требования к объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.2.              Федеральным законом от 02.05.2015 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":

- введено понятие «Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 - в новой редакции изложен порядок Функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности определены на каждом уровне функционирования РСЧС  координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.3. Федеральным законом от 28.11.2015 N 357-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" конкретизированы полномочия по установлению местного  уровня реагирования РСЧС

"решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения;

решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;".

1.4.  Федеральным  законом  от 30.12.2015 N 448-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций":

 - вводится понятия "подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций",

 - уточняются полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и положения, касающиеся прохождения руководителями и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

1.5. Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнены полномочия Правительства Российской Федерации, а именно – «устанавливает порядок привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.»

  1. Внесены изменения в Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне":

2.1. Федеральным законом  от 29.06.2015 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне"

- заменено понятие «военные действия» на понятие «военные конфликты»

- введены понятия управление гражданской обороной и система управления гражданской обороной

управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.

2.2.          Федеральным законом  от 30.12.2015 N 448-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций":

- даны определения понятиям - организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, (организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты) и  подготовка населения в области гражданской обороны (система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера);

-  Определены органы, осуществляющие обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

3. Наверное самые существенные изменения претерпел Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности":

3.1. Федеральным законом от 02.05.2015 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" внесены изменения в части координации в области пожарной безопасности - деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности.

3.2. Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" введена новая статья, предусматривающая возможность передачи полномочий  федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (указами Президента Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".)

3.3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" ввел новое понятие   - пожарно-спасательного гарнизона,  взамен «гарнизон пожарной охраны» и пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы взамен подразделения ФПС .

3.4. Федеральным законом  от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" регламентирована реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров:

 - Установлено, что при тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (Рослесхоз).

 - Лица, осуществляющие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

  С учетом изменений федерального законодательства внесен ряд изменений в нормативные правовые акты Ленинградской области: 

  1. Изменен Областной закон Ленинградской области от 13.11.2003 N 93-оз "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

1.1. Областным законом Ленинградской области от 12.11.2015 N 104-оз "О внесении изменений в областной закон "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" конкретизировано функционирование Ленинградской  областной  подсистемы РСЧС предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера

1.2. Областной закон Ленинградской области от 18.07.2016 N 61-оз "О внесении изменений в областные законы "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О пожарной безопасности Ленинградской области" конкретизированы полномочия по установлению местного  уровня реагирования РСЧС.

  1. Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.12.2015 N 475 внесены изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 18 августа 2004 года N 160 "Об утверждении Положения о Ленинградской областной подсистеме РСЧС" в части организации, состава органов управления, сил и средств.
  1. Постановлением  Губернатора Ленинградской области от 31.08.2015 N 53-пг и Постановлением Губернатора Ленинградской области от 26.04.2016 N 41-пг внесены  изменения в постановление Губернатора Ленинградской области от 21 декабря 2009 года N 122-пг "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Ленинградской области"  в части определения основных мероприятий по гражданской обороне,   координации деятельности органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны.
  1. Внесены изменения в Областной закон Ленинградской области от 25.12.2006 N 169-оз "О пожарной безопасности Ленинградской области"

4.1.  Областным законом  Ленинградской области от 15.02.2016 N 6-оз  приведен в соответствие с федеральным законодательством понятийный аппарат (пожарно – спасательный гарнизон)

4.2.  Областным законом Ленинградской области от 18.07.2016 N 61-оз "О внесении изменений в областные законы "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О пожарной безопасности Ленинградской области" понятие «предотвращение и тушение пожаров" заменено понятием  "профилактика пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ".

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (812) 640-05-66
Приёмная начальника
+7 (812) 579-99-99
Единый «телефон доверия»
+7 (813) 704-32-74
Отделение по работе с обращениями граждан