3 октября 2015, 00:00
14
8 минут

Наша задача - научить психологической поддержке людей всех категорий

Прямой эфир программы "Новости дня" на "Радио России" с ведущей Марией Топлер и гостьей-  старшим психологом – инспектором Главного управления МЧС России по Ленинградской области Анной Елизаровой.

Анна, добрый вечер! Российское спасательное ведомство недавно запустило проект «Научись спасать жизнь». Как научиться спасти человека до приезда специалистов? Как оказать ему необходимую  психологическую поддержку? Где можно получить необходимые знания и навыки? И как стать участником проекта? Поговорим об этом с Анной Елизаровой. Приглашаем присоединиться к нашей беседе слушателей. Итак, Анна, мы сегодня говорим о проекте «Научись спасать жизнь». Его основная цель обучить всех желающих оказывать первую медицинскую помощь и психологическую поддержку себе и окружающим. Проект уже апробирован в нескольких Российских регионах, опыт оказался удачным, и его решили распространить и на Ленинградскую область тоже. Какими оказались первые шаги, расскажите, пожалуйста, ситуацию изнутри, что это за проект?

- С удовольствием, спасибо, что пригласили в студию. Я действительно очень рада, что проект «Научись спасать жизнь» набирает такие обороты, и что мы вступили в этот проект и реализовываем его совместно со студенческим психологическим добровольческим отрядом. Отряд создан на базе психологического факультета филиала ЛГУ им. Пушкина, находящегося в д. Горбунки Ломоносовского района, в него входят студенты 3 и 4 курсов. Ребята принимают участие в социально значимых мероприятиях, проводимых нашей структурой.

- То есть в рамках своих мероприятий Вы предоставляете возможность людям чему-то  научиться?

- Да, конечно.

- А чем по сути своей Ваш проект отличается от своих предшественников? Ведь многим где-то приходиться сталкиваться с получением навыков по оказанию первой медицинской помощи, даже школьников в рамках предмета ОБЖ знакомят с основами оказания помощи.

- Да, это действительно так. Но в рамках нашего проекта мы делимся знаниями и навыками, которые изложены в пособиях «Оказание первой медицинской помощи» и «Экстренная психологическая поддержка».  Данные пособия находятся в свободном доступе на сайте МЧС России, в печатном виде их можно получить при участии в наших мероприятиях.

-Анна, скажите, пожалуйста, что важнее теоретические знания или практические навыки?

- Безусловно, апробация происходит. В наших пособиях изложены описания действий при возникновении чрезвычайной ситуации, которые обязательно сопровождаются иллюстрациями.  При проведении мероприятий мы проводим практическую отработку проведения сердечно-легочной реанимации на манекенах.

- То есть, все можно потрогать? Оказать первую  помощь, провести искусственное дыхание, непрямой массаж сердца?

- Да, все это можно попробовать.

- Как Вы думаете, много ли народу заинтересуется данным проектом? Как мотивировать людей принять в нем участие?

- Как показывает практика, очень много желающих ознакомиться с данными мероприятиями. При этом, стоит отметить что это публика абсолютно различного возраста. Как правило, это обычные люди, которые приходят посмотреть на наши мероприятия, тем не менее, как дети, так и их родители и учителя проявляют интерес  к нашей интерактивной площадке.

- Научится оказывать психологическую помощь, наверное, сложнее, чем первую медицинскую, для этого требуется специальное образование, это занимает больше времени.

- Наша терминология действительно имеет достаточно глубокий смысл, но, тем не менее, наша задача и состоит в том, чтобы научить психологической поддержке людей всех категорий. Не обязательно для этого специальное обучение или образование, в наших методиках излагается все необходимое. Главное – это понять, что ты готов оказать психологическую помощь, рационально осознать свои силы. Вот когда у тебя есть эти знания ты уже смело даешь оценку своим способностям.

- А что если знаний все-таки недостаточно? Что, если человек переоценил свои способности и оказал неквалифицированную психологическую помощь, и по прибытии специалистов окажется, что вред нанесенный пострадавшему во многом превысит пользу?

- Если ты понимаешь, что не способен оказать помощь, ты можешь обратиться к человеку, который находится рядом с тобой. Например, проинформировать его о порядке действий, ведь причины для отказа от оказания психологической помощи могут быть различны, такие как личная неготовность к оказанию помощи, личное столкновение с данной ситуацией, которая может рождать в тебе непреодолимый страх. Тем не менее, любая помощь – это уже помощь. Набрать 112 или помочь ближнему – это тоже помощь.

- Сейчас нам практически в любой отрасли помогают гаджеты, телефоны, планшеты и так далее. Я  знаю, что в Вашем Министерстве создано мобильное приложение, расскажите нам, пожалуйста, поподробнее.

- Да, действительно, есть приложение, называется оно «Мобильный спасатель». Находится в свободном доступе, скачать его можно в магазине приложений и на официальном сайте МЧС России. «Мобильный спасатель» дает возможность связаться со службой спасения, оповестить родственников и близких о том, что Вы попали в экстренную ситуацию, и показывает расположение ближайших к Вам экстренных служб, будь то пожарная часть, полиция или медицинское учреждение. Кроме того мобильное приложение определяет координаты Вашего местоположения, что так актуально при поиске людей. Помимо всего, «Мобильный спасатель» содержит в себе пособия в электронном виде, о которых мы говорили ранее «Оказание первой медицинской помощи» и «Экстренная психологическая поддержка».

- Хочется еще поговорить о том, как вести себя в чрезвычайной ситуации, оказавшись в ней изнутри. Давайте рассмотрим правила поведения на примере ДТП.

- В любом случае нужно помнить о том, что каждый человек по сути своей индивидуален. Главное запомнить, что реакции в данном случае могут быть как активными, так и пассивными. Возьмем, к примеру, истероидную реакцию. Ее достаточно легко определить: человек может кричать, размахивать руками, проявлять признаки возбуждения. В данной ситуации главное увести человека от зрителей, т.к. в первую очередь стоит учитывать, что данная реакция является заразительной. Для того чтобы снять эту реакцию, человека нужно отвести в тихое спокойное место, если это не предоставляется возможным, то Вы должны стать для этого человека лучшим слушателем. Нужно постараться переключить все его внимание на себя, ни в коем случае нельзя с ним спорить или ругаться, нужно ему кивать, соглашаться с ним. Самые распространенные ошибки в данном случае – это дать пощечину или кричать: «Успокойся!». Этого ни в коем случае нельзя делать. Главное – дать ему высказаться.

- Скажите, Анна, а можно ли оказать психологическую помощь самому себе? Вот, например, Вы узнаете о крушении самолета, в котором находились Ваши близкие. При этом Вы еще точно ничего не знаете, но паника внутри Вас уже начинает нарастать. Как вести себя в данной ситуации?

- В первую очередь не нужно стесняться просить о помощи. Если ты понимаешь,  что твои эмоции выходят из под контроля, можно обратиться к своим друзьям или близким. Главное в этом случае не оставаться одному. Так же в данных ситуациях круглосуточно работают наши сайты и телефоны доверия.

- Анна, спасибо Вам за то, что пришли. Беседа у нас получилась очень интересная.

- Вам, спасибо. И в завершении мне бы хотелось поздравить всех коллег с наступающим праздником Днем гражданской обороны и 25-летием нашего Министерства. 

Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (812) 640-05-66
Приёмная начальника
+7 (812) 579-99-99
Единый «телефон доверия»
+7 (813) 704-32-74
Отделение по работе с обращениями граждан