Прямой эфир программы "Новости дня" на "Радио России" с ведущей Марией Топлер и гостьей- старшим психологом – инспектором Главного управления МЧС России по Ленинградской области Анной Елизаровой.
- Анна, добрый вечер! Российское спасательное ведомство недавно запустило проект «Научись спасать жизнь». Как научиться спасти человека до приезда специалистов? Как оказать ему необходимую психологическую поддержку? Где можно получить необходимые знания и навыки? И как стать участником проекта? Поговорим об этом с Анной Елизаровой. Приглашаем присоединиться к нашей беседе слушателей. Итак, Анна, мы сегодня говорим о проекте «Научись спасать жизнь». Его основная цель обучить всех желающих оказывать первую медицинскую помощь и психологическую поддержку себе и окружающим. Проект уже апробирован в нескольких Российских регионах, опыт оказался удачным, и его решили распространить и на Ленинградскую область тоже. Какими оказались первые шаги, расскажите, пожалуйста, ситуацию изнутри, что это за проект?
- С удовольствием, спасибо, что пригласили в студию. Я действительно очень рада, что проект «Научись спасать жизнь» набирает такие обороты, и что мы вступили в этот проект и реализовываем его совместно со студенческим психологическим добровольческим отрядом. Отряд создан на базе психологического факультета филиала ЛГУ им. Пушкина, находящегося в д. Горбунки Ломоносовского района, в него входят студенты 3 и 4 курсов. Ребята принимают участие в социально значимых мероприятиях, проводимых нашей структурой.
- То есть в рамках своих мероприятий Вы предоставляете возможность людям чему-то научиться?
- Да, конечно.
- А чем по сути своей Ваш проект отличается от своих предшественников? Ведь многим где-то приходиться сталкиваться с получением навыков по оказанию первой медицинской помощи, даже школьников в рамках предмета ОБЖ знакомят с основами оказания помощи.
- Да, это действительно так. Но в рамках нашего проекта мы делимся знаниями и навыками, которые изложены в пособиях «Оказание первой медицинской помощи» и «Экстренная психологическая поддержка». Данные пособия находятся в свободном доступе на сайте МЧС России, в печатном виде их можно получить при участии в наших мероприятиях.
-Анна, скажите, пожалуйста, что важнее теоретические знания или практические навыки?
- Безусловно, апробация происходит. В наших пособиях изложены описания действий при возникновении чрезвычайной ситуации, которые обязательно сопровождаются иллюстрациями. При проведении мероприятий мы проводим практическую отработку проведения сердечно-легочной реанимации на манекенах.
- То есть, все можно потрогать? Оказать первую помощь, провести искусственное дыхание, непрямой массаж сердца?
- Да, все это можно попробовать.
- Как Вы думаете, много ли народу заинтересуется данным проектом? Как мотивировать людей принять в нем участие?
- Как показывает практика, очень много желающих ознакомиться с данными мероприятиями. При этом, стоит отметить что это публика абсолютно различного возраста. Как правило, это обычные люди, которые приходят посмотреть на наши мероприятия, тем не менее, как дети, так и их родители и учителя проявляют интерес к нашей интерактивной площадке.
- Научится оказывать психологическую помощь, наверное, сложнее, чем первую медицинскую, для этого требуется специальное образование, это занимает больше времени.
- Наша терминология действительно имеет достаточно глубокий смысл, но, тем не менее, наша задача и состоит в том, чтобы научить психологической поддержке людей всех категорий. Не обязательно для этого специальное обучение или образование, в наших методиках излагается все необходимое. Главное – это понять, что ты готов оказать психологическую помощь, рационально осознать свои силы. Вот когда у тебя есть эти знания ты уже смело даешь оценку своим способностям.
- А что если знаний все-таки недостаточно? Что, если человек переоценил свои способности и оказал неквалифицированную психологическую помощь, и по прибытии специалистов окажется, что вред нанесенный пострадавшему во многом превысит пользу?
- Если ты понимаешь, что не способен оказать помощь, ты можешь обратиться к человеку, который находится рядом с тобой. Например, проинформировать его о порядке действий, ведь причины для отказа от оказания психологической помощи могут быть различны, такие как личная неготовность к оказанию помощи, личное столкновение с данной ситуацией, которая может рождать в тебе непреодолимый страх. Тем не менее, любая помощь – это уже помощь. Набрать 112 или помочь ближнему – это тоже помощь.
- Сейчас нам практически в любой отрасли помогают гаджеты, телефоны, планшеты и так далее. Я знаю, что в Вашем Министерстве создано мобильное приложение, расскажите нам, пожалуйста, поподробнее.
- Да, действительно, есть приложение, называется оно «Мобильный спасатель». Находится в свободном доступе, скачать его можно в магазине приложений и на официальном сайте МЧС России. «Мобильный спасатель» дает возможность связаться со службой спасения, оповестить родственников и близких о том, что Вы попали в экстренную ситуацию, и показывает расположение ближайших к Вам экстренных служб, будь то пожарная часть, полиция или медицинское учреждение. Кроме того мобильное приложение определяет координаты Вашего местоположения, что так актуально при поиске людей. Помимо всего, «Мобильный спасатель» содержит в себе пособия в электронном виде, о которых мы говорили ранее «Оказание первой медицинской помощи» и «Экстренная психологическая поддержка».
- Хочется еще поговорить о том, как вести себя в чрезвычайной ситуации, оказавшись в ней изнутри. Давайте рассмотрим правила поведения на примере ДТП.
- В любом случае нужно помнить о том, что каждый человек по сути своей индивидуален. Главное запомнить, что реакции в данном случае могут быть как активными, так и пассивными. Возьмем, к примеру, истероидную реакцию. Ее достаточно легко определить: человек может кричать, размахивать руками, проявлять признаки возбуждения. В данной ситуации главное увести человека от зрителей, т.к. в первую очередь стоит учитывать, что данная реакция является заразительной. Для того чтобы снять эту реакцию, человека нужно отвести в тихое спокойное место, если это не предоставляется возможным, то Вы должны стать для этого человека лучшим слушателем. Нужно постараться переключить все его внимание на себя, ни в коем случае нельзя с ним спорить или ругаться, нужно ему кивать, соглашаться с ним. Самые распространенные ошибки в данном случае – это дать пощечину или кричать: «Успокойся!». Этого ни в коем случае нельзя делать. Главное – дать ему высказаться.
- Скажите, Анна, а можно ли оказать психологическую помощь самому себе? Вот, например, Вы узнаете о крушении самолета, в котором находились Ваши близкие. При этом Вы еще точно ничего не знаете, но паника внутри Вас уже начинает нарастать. Как вести себя в данной ситуации?
- В первую очередь не нужно стесняться просить о помощи. Если ты понимаешь, что твои эмоции выходят из под контроля, можно обратиться к своим друзьям или близким. Главное в этом случае не оставаться одному. Так же в данных ситуациях круглосуточно работают наши сайты и телефоны доверия.
- Анна, спасибо Вам за то, что пришли. Беседа у нас получилась очень интересная.
- Вам, спасибо. И в завершении мне бы хотелось поздравить всех коллег с наступающим праздником Днем гражданской обороны и 25-летием нашего Министерства.