Управление надзорной деятельности и профилактических работ Главного управления МЧС России по Ленинградской области проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. В настоящее время около 80 объектов Ленинградской области воспользовались независимой оценки пожарного риска.
Заместитель начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области Руслан БАТДЫЕВ рассказал о преимуществах независимой оценки пожарного риска и из чего она складывается.
Руслан Тейркулович, чем пожарный аудит может быть интересен собственникам и руководителям объектов?
Начнём с того, что в соответствии со статьёй 144 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено девять форм оценки соответствия, объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, а именно:
1) аккредитация;
2) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
3) государственный пожарный надзор;
4) декларирование пожарной безопасности;
5) исследования (испытания);
6) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственный контроль;
9) экспертиза.
Независимая оценка пожарного риска является самым простым путем для подтверждения соответствия объекта нормам пожарной безопасности. Это альтернатива проверки объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений. Данная форма оценки выгодна как предприятиям, которые избегут лишних проверок, «подстрахуют» себя от возможных нарушений и, тем самым сберегут средства и нервы, так и инспекторам Государственного пожарного надзора, которые будут знать, что предприятия Ленинградской области надёжно защищены и не требуют дополнительного внимания.
Суть пожарного аудита заключается в том, что собственник или руководитель объекта имеет право пригласить аккредитованную экспертную организацию и получить заключение о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности от независимого эксперта. Производится оценка пожарного риска на основании договора заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, аккредитованной МЧС и осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. В случае соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности, отраженного в заключении о результатах независимой оценки пожарного риска, надзор за объектом защиты органами Государственного пожарного надзора, проводиться не будет в течение периода действия заключения (но не более 3 лет).
Для каких объектов может проводиться такая оценка?
Действие Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (в ред. от 10.07.2012) распространяется на все объекты независимо от даты ввода в эксплуатацию. Соответственно, расчет и оценку пожарного риска можно проводить для любого объекта.
Кто может проводить расчёт и оценку пожарного риска?
Расчёты по оценке пожарного риска могут выполняться в установленном порядке любыми физическими и юридическими лицами без аккредитации МЧС. В то же время независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные МЧС экспертные организации. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Существуют ли какие-либо правила при проведении расчёта по оценке пожарного риска??
Да, расчет по оценке пожарного риска осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска"
Что из себя представляет Заключение по независимой оценке пожарного риска?
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304 в заключении должны быть указаны:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер.
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем и скрепляется печатью.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.