16 июня 2020, 16:46

Эфир передачи "Невское утро" на "Радио России" 16 июня 2020 года

Главный государственный инспектор по маломерным судам Ленинградской области Геннадий Корсунов в прямом эфире программы "Невское утро" рассказал слушателям «Радио России» о деятельности инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам.

- Геннадий Юрьевич, насколько велика площадь, на которой вы работаете?

-Площадь нашего региона больше Франции. Водные объекты Ленинградской области можно по площади сравнить только если с Приморским краем, с Волгой.

-Как все это обозревать и охранять, чтобы был порядок?

Во-первых, у нас за каждым инспектором закреплены водные объекты, у каждого инспектора есть своя зона ответственности. Как правило, инспекторы ГИМС в летнее время в отпуск не уходят, а занимаются именно контролем обеспечения безопасности на воде. Наша главная задача — это выявить нарушения, провести профилактическую работу и сообщить правительству Ленинградской области, муниципальным образованиям. Только они могут применять меры воздействия (штрафы). У нас очень много совместной работы с муниципальными органами, большое количество внештатных общественных инспекторов, также нам помогает Всероссийское обществе спасания на водах. Вместе мы справляемся. И это видно по показателям. По сравнению с прошлым годом, количество погибших на водных объектах уменьшилось, несмотря на жаркое лето в этом году.

-Погибшие — это в основном люди отдыхающие? Кто гибнет?

-Не совсем так. Гибнут все категории. Но, как правило, это внуки, отправленные с бабушками на водные объекты. Бабушки отворачиваются или где-то родители не досмотрят, и дети могут утонуть. Где-то провалятся под лед. Но в основном это все-таки люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, как показывает статистика и судмедэкспертиза.

-Будут ли у нас появляться новые пляжи? Ведь сейчас легче запретить купаться, чем сделать что-то для людей.

-У нас в Ленинградской области всего 44 пляжа, из них 16 – в детских оздоровительных лагерях, к ним общий доступ запрещен. В этом году собираются открыть 1 новый пляж. Действительно, в муниципальных образованиях очень тяжело с этим обстоят дела. Потому что говорят, что лето короткое и это не рентабельно. О какой рентабельности может идти речь, когда мы говорим о жизнях людей, которые бесценны. Приходится с ними проводить работу. Губернатор уделяет этому много внимания.

-44 пляжа это очень мало, согласитесь?

-Это очень мало, особенно по сравнению с временами СССР, когда на территории Ленинградской области было 67 пляжей. А сейчас с каждым годом это количество только снижается. Сейчас мы стараемся удерживать его на том уровне, на котором оно было последние 2 года.

-Как сейчас обстоят дела с владельцами маломерных судов?

-Дела обстоят хорошо, в этом году гибели на маломерных судах допущено не было. Есть 2 причины, почему народ стал более дисциплинированным. Первое, навигацию открыли практически на месяц позже. И, второе, сейчас увеличились штрафы по сравнению с прошлым годом. За отсутствие регистрации, за не прошедшее освидетельствование маломерных судов, за отсутствие удостоверения.

-Расскажите, какие маломерные суда подлежат регистрации?

-На сайте Главного управления МЧС России по Ленинградской области есть информация в открытом доступе. Регистрации подлежат маломерные суда, если они больше 200 кг вместе с двигателем, если судно с мощьностью мотора больше 10 лошадиных сил, а также если судно более 20 метров в длину и, если предусмотрено количество людей на борту более 12 человек. Эти характеристики относятся к понятию маломерное судно.

-То, о чем вы говорите (судно), это удовольствие для людей небедных.

-Ну почему же. Конечно, после 2014 года, после скачка доллара, моторы стали стоить в 2 раза больше. Но тем не менее мотор мощностью 50 лошадиных сил может себе позволить даже обычный рыбак с лодкой. И для рыбалки в прибрежных зонах это подходящий вариант. Да, на большой скорости по Финскому заливу не прокатишься, но тем не менее для отдыха вполне реально, по карману каждому.

-Как обстоят дела с правилами движения по воде? Как насчет хулиганов?

-Есть конечно же товарищи, которые доставляют особые беспокойства. На гидроциклах, которые могут оглушить брызгами людей. С ними борется и водная полиция и ГИМС. Но это уже совсем другая история. Я инспектор по Ленинградской области. У нас такой проблемы с гидроциклами нет.

-А в принципе движение как-то регулируется на воде?

-На воде существуют такие же правила движения, как и на дороге: береги свой правый борт, расхождение левыми бортами, есть огни, есть знаки. Так что, конечно же, есть свои правила. Судоводители, которые проходят обучение, сдают экзамен получают удостоверение, мы их проверяем на знания.

После того, как увеличили штрафы в конце прошлого года, народ стал очень трепетно относиться к правилам, регистрируют свои маломерные суда, получают удостоверения. Также у нас существуют штраф стоянки, куда могут поставить лодку судоводителя. Так что, здесь так же, как и на дороге, с нарушителями разговор короткий.

Все инспекторы ГИМС ходят на судах в форме, у них есть жетоны, удостоверение. В первую очередь, когда инспектор подойдет к вам, он сначала представится, покажет удостоверение, затем объявит причину остановки, и после этого проверит у вас документы. Только на этом основании.

-То есть, если у меня все в порядке, но нет документов, то ко мне никто не подойдет? 

-Почему же. Мы и так проверяем. Есть у нас наблюдение на выходах из населенных пунктов, на выходе из стоянок, мы можем стоять контролировать. Это у нас называется наблюдение со стационарных и плавучих наблюдательных постов, один из методов контроля на воде.

-Вы используете какое-либо необходимое современное оборудование?

-Мы используем новые технологии. У нас на мостах стоят камеры. Я знаю, что в Петербурге стоит много камер. В Ленинградской области, конечно, на каждое озеро не поставишь камеру видеонаблюдения. У нас есть алкотестеры, приборы измерения скорости, газоанализаторы. Поэтому мы полностью используем все новые технологии.

-Как Вы считаете, хватает ли вам сотрудников, для того чтобы такую огромную площадь контролировать?

-Мы справляемся. В субботу, воскресенье у нас, как правило, нет выходных. Отпуска у нас летом не происходит, мы по очереди ходим, в зимнее время. Так что пока справляемся. Нам помогают общественные организации, мы взаимодействуем с муниципальной администрацией, с полицией и так далее. Мы не одиноки, и сами помогаем другим в деле обеспечения безопасности на водных объектах.

-Вы в начале упомянули добровольцев. Расскажите об этой стороне вопроса.

-Они как волонтеры. Например, живёт человек на водном объекте и видит, что кто-то там что-то засоряет. И они имеют право сделать замечание. Они обязаны сообщить в ГИМС, чтобы мы приехали, навели там порядок. И сектр таких людей очень большой. От генеральных директоров крупных фирм до обычного сторожа с небольшой лодочкой. Это внештатные инспектора ГИМС, одна сторона медали. Есть еще добровольное Всероссийское общество спасания на водах. Эти ребята очень хорошо оснащены, у них есть свои водолазы, они помогают нам в освидетельствовании пляжей, помогают в профилактической работе. Как правило это ребята до 30-35 лет, которые дежурят. Это студенты, молодёжь, которой именно интересно это делать на общественных началах.

-Если говорить о чистоте пляжей и о чистоте линии берега. Инспектора как-то смотрят за этим?

Мы боремся. Каждый год проводим операции. Мы участвуем в уборке береговой черты. 2 года назад приезжал министр, члены правительства, мы большую акцию проводили. Были и волонтёры, и студенты, инспектора ГИМС, сотрудники МЧС. Мы каждый год проводим такие акции, привлекая общественные организации, школьников, студентов. И мы, действительно, убираем береговую черту. Но если пляж грязный, мы такой пляже не допускам в эксплуатацию.

-Проводится ли профилактика поведения в акваториях?

-Конечно. Мы проводим лекции, беседы, в первую очередь, в школах. Это самое наша самая большая категория. И даются большие результаты. Уже дети учат родителей, что можно, а что нельзя. Учитывая, что в школах с ними провели такие беседы. Когда мы принимаем экзамены на право управления маломерным судном, мы все меры безопасности еще раз объясняем и желаем счастливого пути.

-А если человек освоил какое-то хлипкое суденышко и отправился по Ладоге без всех необходимых спасательных приспособлений. Кто-нибудь к нему подъедет и объяснит, что он неправ?

-Естественно. Вы посмотрите на Ладогу в хорошую погоду. Она вся оранжевая. Из-за того, что все люди сидят в спасательных жилетах. Хоть штрафы и небольшие, но человека все равно оштрафуют. Раз, два, три. И он это уже знает. Так что он лучше наденет свой жилет. Штрафы это одна из мер для безопасности самого человека. Бывают штрафы 100 рублей, а бывают 15 000. Поэтому человек прежде подумает и лучше пройдет освидетельствование, чем заплатит такую сумму.

- Геннадий Юрьевич, что бы Вы хотели передать нашим слушателям?

-Пользуясь случаем, хочется настоятельно напомнить: не купайтесь в необорудованных местах, не оставляйте детей младше 15 лет без присмотра, у взрослых ребят всегда спрашивайте куда они идут купаться. А судоводителям хочется сказать: «Выпил водки – вон из лодки». Категорически не пейте на воде, потому что за это мы накажем, лодку заберем. И, конечно же, регистрируйте свои суда, проходите освидетельствование маломерных судов и соблюдайте меры безопасности на воде.

Пресс-служба Главного управления

МЧС России по Ленинградской области

gupress-lo@mail.ru

тел.: 8 (812) 640 05 93

www.47.mchs.gov.ru

корсунов.mp3

Эта статья полезна?