Основные направления совершенствования ГО

Основные направления совершенствования гражданской обороны

История создания и итоги деятельности гражданской обороны в нашей стране свидетельствуют о ее актуальности и высокой значимости как оборонной функции государства. Гражданская оборона была, есть и, вполне очевидно, сохранится в будущем как жизненно важная потребность российского общества.

На всех исторических этапах функционирования гражданской обороны основными ее целями всегда являлись обеспечение высокой готовности гражданской обороны и повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей.

Каковы же причины и направления совершенствования гражданской обороны Российской Федерации на современном этапе?

По оценкам большинства отечественных и зарубежных специалистов в будущем сохранится устойчивая тенденция роста рисков вследствие применения средств вооруженной борьбы, а также рисков природного и техногенного характера.

Для рисков природного и техногенного характера это будет вызвано неравномерностью роста населения регионов планеты (прежде всего в развитых и развивающихся странах), повышением плотности населения в городах и усилением антропогенной нагрузки на территории.

На рост рисков вооруженной борьбы будут оказывать влияние неравномерность концентрации населения на территориях регионов планеты, катастрофическое снижение количества невозобновляемых полезных ископаемых, углеводородных энергетических носителей, плодородных почв, питьевой воды.

Все это будет способствовать эскалации экономической, политической, а затем и военной напряженности.

Риски вооруженной борьбы в современных условиях кардинально изменяются. Прежде всего, это связано с концепцией перехода от площадного эффекта оружия, когда велики интенсивность и размеры полей поражающих факторов и мала точность и избирательность, к точечному эффекту оружия, связанному с не такими значительными поражающими факторами и крайне высокой точностью и избирательностью. В этой связи население, объекты и территории предстоит защищать, в первую очередь, от поражающих факторов высокоточного и обычного оружия, вторичных поражающих факторов, возникающих при разрушении потенциально-опасных объектов, и только во вторую - от косвенного воздействия ядерного оружия.

Наиболее вероятным типом военного противоборства между государствами первой половины XXI века могут быть региональные и локальные войны, а также вооруженные конфликты, характерными чертами которых являются: массированное применение высокоточного оружия в обычном снаряжении; возрастающая роль воздушно космического нападения; приоритетное огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры; наличие угрозы расширения масштабов военных конфликтов до масштабов локальных или региональных войн; появление оружия, основанного на новых поражающих принципах; расширение роли массированного информационного воздействия; активное применение сил специального назначения; возрастающий террористический характер вооруженной борьбы.

Уже имевшие место в конце XX - начале XXI века вооруженные конфликты и войны обладали именно перечисленными выше чертами. Хотя следует признать, что возникновение военного конфликта с применением обычных средств поражения, ставящего под угрозу существование государства, обладающего ядерным оружием, с высокой вероятностью может привести к перерастанию такого конфликта в ядерный военный конфликт.

Как показывают локальные войны и вооруженные конфликты последних десятилетий их возможными последствиями для населения и территорий будут являться: ограниченные потери среди населения; массированное психологическое и информационное воздействие; нарушение систем управления; нарушение деятельности объектов жизнеобеспечения населения; поражение транспортной и иных видов инфраструктуры, а также ключевых объектов экономики; формирование масштабных очагов поражения от разрушения обычными средствами поражения химически и радиационно-опасных объектов, гидротехнических сооружений.

При этом, большинство научно-практических подходов к обеспечению гражданской обороны нашей страны, сформированные 30 и более лет назад, не учитывают современную военно-политическую обстановку в мире, социально-экономическую ситуацию в стране, научно-технический прогресс в области средств и методов защиты населения, морально устарели и, следовательно, не позволяют обеспечить эффективную защиту населения и зачастую представляют собой существенные административные и экономические барьеры на пути инновационного развития страны.

В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, является существенное реформирование гражданской обороны.

При этом, основными факторами, определяющими новые подходы к развитию гражданской обороны, являются: изменение геополитической ситуации в современном мире; снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т.ч. ядерного оружия; совершенствование современных средств поражения; сложившиеся в России новые социально-экономические условия; создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства; совершенствование системы государственного управления нашей страной; возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций; возрастание угрозы терроризма.

Основными же принципами развития гражданской обороны нашей страны на современном этапе должны являться: заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской обороны в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения; необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне; обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность; реформирование гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности страны, мобилизационной готовности, эффективности защиты населения и территорий; использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях; финансирование гражданской обороны, как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики, продолжающих работать в военное время; рациональное расходование средств на основе критерия «затраты — эффективность»; повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.

Полагаем, что гражданская оборона должна развиваться (реформироваться) по следующим инновационным направлениям: разработка и внедрение нового поколения информационных технологий и технических средств управления гражданской обороной, а также оповещения населения об опасностях; разработка и внедрение новых методов и способов инженерной защиты населения, в т.ч. с использованием защитных сооружений; оптимизация и дифференциация эвакуационных мероприятий; разработка высокопроизводительных методов и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, технологий пожаротушения; совершенствование методов и технологий мониторинга и прогнозирования различного рода опасностей; разработка малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты; производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения; оптимизация группировки сил гражданской обороны; совершенствование способов и технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различной природы; разработка мер, направленных на повышение устойчивости функционирования систем управления и жизнеобеспечения населения; разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения.

Следует отметить, что в последние годы мировая и российская статистика чрезвычайных ситуаций показывает устойчивую тенденцию к росту масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф, сопровождающихся значительным количеством погибших и пострадавших людей, существенным ущербом для экономики страны или отдельных ее регионов.

Следовательно, сохранение угроз возникновения локальных вооруженных конфликтов по периметру границ Российской Федерации, и имеющий место рост количества крупномасштабных катастроф и стихийных бедствий существенно повышают роль и значимость гражданской обороны в системе национальной безопасности страны при реализации се основных приоритетов — национальной обороны, государственной и общественной безопасности.

Не менее значимым фактором совершенствования гражданской обороны является то, что сегодня гражданская оборона рассматривается не только в качестве стратегического фактора обороноспособности страны. Её мероприятия и результаты деятельности приобретают всё большую социальную и экономическую направленность. Во-первых, она обеспечивает сохранение людского, в том числе мобилизационного потенциала государства, защиту всего населения страны от опасностей военного времени. Во-вторых, гражданская оборона активно участвует в сохранении экономического потенциала в период войны. В условиях, когда важнейшие промышленные объекты становятся первоочередными целями поражения, особое значение приобретают мероприятия гражданской обороны, направленные на сохранение этих объектов. В-третьих, гражданская оборона осуществляет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. В-четвертых, обучение руководителей всех уровней и населения в области гражданской обороны обеспечивает существенный вклад в формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Эффективное и целенаправленное использование всего потенциала и возможностей гражданской обороны страны по этим направлениям — стратегически важная задача гражданской обороны.

Положительным условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации сегодня является то, что созданы базовые основы, позволяющие осуществлять дальнейшее сё совершенствование. Важно отметить реализацию серьезных качественных изменений в правовом регулировании общественных отношений в области гражданской обороны и, как следствие, создание необходимой нормативной правовой базы.

Разработаны новые подходы к организации защиты населения и территорий, обеспечивающие повышение готовности и эффективность реагирования сил гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного времени. Качественные изменения произошли в области разработки и внедрения новых и перспективных средств и технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обучения населения, подготовки сил и руководящего состава.

Это позволило гражданской обороне успешно решать задачи по защите населения при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, а также в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе и при вооружённом конфликте в Южной Осетии.

Однако планируя дальнейшее совершенствование и развитие системы гражданской обороны страны на перспективу необходимо исходить из реально сложившейся геополитической обстановки, уровня развития современных средств вооруженной борьбы, уровня природной и техногенной опасностей и террористических проявлений, прогнозов социально-экономического развития государства и планов деятельности Правительства Российской Федерации, которое в настоящее время осуществляет руководство гражданской обороной.

Для повышения эффективности способов защиты населения и территорий, действий сил гражданской обороны необходимо:

 - обеспечить повышение достоверности и оперативности системы мониторинга и прогнозирования угроз военного характера, в том числе через систему наблюдения и лабораторного контроля;

- обеспечить разработку способов и средств комплексной маскировки критически важных и потенциально опасных объектов экономики от высокоточного оружия;

- обеспечить повышение оперативной готовности, мобильности и автономности действий сил гражданской обороны;

- предусмотреть разработку универсальных средств индивидуальной защиты, производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения;

- осуществить массовое внедрение робототехники и беспилотных летательных аппаратов;

- повысить устойчивость систем управления и жизнеобеспечения;

- совершенствовать методы и технологии АСДНР;

- осуществить на всех уровнях внедрение современных информационных технологий и технических средств управления и оповещения;

- планировать использование многовариантных способов эвакуации и оказания гуманитарной помощи населению.

Основными направлениями формирования нового облика сил гражданской обороны будут являться:

- наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил;

- техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием на основе использования нанотехнологий, микроэлектроники и других достижений научно-технического прогресса;

- разработка профессиональных стандартов и на их основе уточнение федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области гражданской обороны;

- оборудование высокотехнологичной учебной и полигонной базы для практического обучения личного состава органов управления и сил гражданской обороны.

Важнейшим условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации является дальнейшее развитие ресурсно-экономической основы гражданской обороны с использованием механизмов прогнозирования, программирования и программно-целевого планирования.

В День гражданской обороны 4 октября 2021 года в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» в режиме онлайн состоялась научно-практическая конференция, по теме : «Совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Российской Федерации с учетом современных угроз», приуроченная к 89-й годовщине со Дня образования гражданской обороны

В работе Конференции приняли участие более 400 представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, научных и образовательных организаций МЧС России и других организаций, занимающихся вопросами гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В рамках научно-практической Конференции были освещены вопросы:

Новые подходы к предоставлению населению средств индивидуальной защиты в условиях современных вызовов и угроз.

Укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Актуальность применяемых подходов и перспективы.

Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в условиях современных военных конфликтов

Перспективы интеграции гражданской обороны и РСЧС в единую систему

Проведение эвакуационных мероприятий в Республике Крым

Перспективные направления развития основных способов защиты населения при решении задач гражданской обороны

Устойчивость системы жизнеобеспечения населения в безопасном районе в условии военных конфликтов

Совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Российской Федерации с учетом современных угроз

О подходе к оценке защищенности объектов ГО, входящих в состав метрополитенов от воздействия внутренних взрывных нагрузок

Предложения по повышению эффективности эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (812) 640-05-66
Приёмная начальника
+7 (812) 579-99-99
Единый «телефон доверия»
+7 (813) 704-32-74
Отделение по работе с обращениями граждан