Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до публичных обсуждений
- Работа должностных лиц органа надзорной деятельности МЧС России с обращениями. Какие именно требования?
В соответствии с Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
- Конкретные примеры недостаточной ясности обязательных требований законодательства?
В п. 4.3.3. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» указано следующее.
В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
Из приведённого текста данного требования нормативного документа не представляется возможным однозначно полагать о допустимости размещения навесных или встроенных пожарных шкафов на путях эвакуации.
При неоднозначной трактовке сформулированного требования нормативного документа, Главное управление считает необходимым использовать менее жесткий вариант, т.е. считать допустимым размещение навесных пожарных шкафов на путях эвакуации при условии обеспечения в свету нормативной ширины эвакуационного пути, с учётом требований абзаца 3, 4 п. 4.3.3. СП 1.13130.2009 (направление открывания дверей).
- Кто можно ознакомиться с планом проверок?
Сформированный план проверок размещается прокуратурой на сайте прокуратуры, кроме того план проверок размещается на официальном сайте Главного управления МЧС России по Ленинградской области.
- Какие могут быть мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований?
Деятельность надзорных органов МЧС России, направленная на осуществление мер по профилактике, предусмотрена в следующих формах:
а) правового просвещения, т.е. распространения знаний о правах и обязанностях граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения комплексной безопасности, способах реализации (выполнения) установленных обязательных требований и осуществляется в виде:
- размещения перечней и текстов нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов в области комплексной безопасности;
- обобщения практики осуществления государственного надзора с размещением в установленном порядке, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований и рекомендациями по мерам, которые должны приниматься в целях недопущения таких нарушений;
б) правового информирования, т.е. деятельности, направленной на доведение до граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации, касающейся обеспечения комплексной безопасности в виде:
- утверждения МЧС России программы профилактики правонарушений, с учетом проводимых сезонных профилактических мероприятий;
- разработки и выполнения главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации ежегодного плана-графика мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с программой профилактики правонарушений, утверждаемой Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору – директором Департамента надзорной деятельности и профилактической работы;
- информирования по вопросам соблюдения обязательных требований комплексной безопасности, разработки руководств, проведения семинаров, конференций, разъяснительной работы;
- консультирования граждан по вопросам соблюдения обязательных требований комплексной безопасности;
- подготовки и распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов в области комплексной безопасности, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
- Кто определяет категорию риска?
Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется:
- решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
- решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты - при отнесении к иным категориям риска;
- Кто и как должен оповещать руководителя организации о мероприятии по надзору?
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Не уведомляются – в случае согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры при поступлении в орган надзора информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
- С кем должны согласовывать органы МЧС России проверки по информации о нарушениях обязательных требований?
С прокуратурой.
- Может ли инспектор надзорного органа проводить проверку (внеплановую) без действующего предписания?
В соответствии со статьей 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
- Как часто проводятся плановые проверки?
Планирование проверок осуществлялось с учетом отнесения объектов защиты, территорий к определенной категории риска. Решение об отнесении объекта к той или иной категории риска присваивались на основании критериев отнесения, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)»
Вышеуказанным Постановлением Правительства №806 установлена следующая периодичность плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска:
Категории объектов |
Периодичность |
Категория высокого риска |
один раз в 3 года |
Категория значительного риска |
один раз в 4 года |
Категория среднего риска |
не чаще чем один раз в 7 лет |
Категория умеренного риска |
не чаще чем один раз в 10 лет |
Категория низкого риска |
проверки не проводятся |
- Как долго продлятся надзорные каникулы?
Ответ на данный вопрос относится к компетенции Главы государства правительства РФ, в случае их продления будут учтены при организации и осуществлении ФГПН.
- Как изменить ранее установленную категорию риска?
В соответствии с критериями вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на используемых ими объектах защиты обязательных требований:
а) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
б) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории значительного риска, подлежат отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет;
в) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно при наличии следующих условий:
проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.".
- Могут ли привлечь к административной ответственности за одно и то же нарушение должностное и юридическое лицо?
По результатам проверки в случае вяления нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо одновременно, протоколы об административном правонарушении по ст. 20.4 КоАП составляются по каждой части указанной статьи, по их рассмотрению может быть вынесено одно постановление по назначению административного наказания.
- Возможно ли вынесение предупреждения или сразу выноситься штраф?
За нарушения требований пожарной безопасности в соответствии "Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.07.2017) предусмотрена следующая административная ответственность:
ст. 20.4 КоАП РФ
1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Что такое предварительна проверка?
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требовани, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
- Насколько часто могут проводиться проверки по обращениям граждан?
Внеплановые проверки могут проводиться по каждому обращению, в котором содержится информация о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара после согласования с прокуратурой.
- По каким критериям проходит отнесение объектов защиты к определенной категории риска?
Решение об отнесении объекта к той или иной категории риска принимается на основании критериев отнесения, изложенных в постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
- Могут ли должностные лица органа государственного контроля превышать установленные сроки проведения проверки?
Да,в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, проведение плановой проверки объектов защиты малых предприятий либо микропредприятий может быть приостановлено начальником (заместителем начальника) органа ГПН на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. При этом лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН о приостановлении и возобновлении проверки любым доступным способом. Повторное приостановление проведения проверки не допускается. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа ГПН на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
- Каким образом возможно проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с ИП?
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут осуществляться с привлечением органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля государственных или муниципальных учреждений, иных организаций. В этом случае положением о виде федерального государственного контроля (надзора) должны определяться условия участия государственных учреждений, иных организаций в осуществлении мероприятий по контролю, в том числе положения, не допускающие возникновения конфликта интересов.
- Что является основанием для проведения внеплановой проверки?
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;
- наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление в орган ГПН:
-сведений от организаций, граждан уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
-обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН, в том числе результатов анализа проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
- наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
Проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки органов власти, объекта защиты, территории (далее - распоряжение о проведении проверки) органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России № 141.
- В течении какого срока вносится проверка в ЕРП?
Внесение сведений о результатах проверок в ФГИС «Единый реестр проверок» регламентируется Правилами формирования и ведения единого реестра Проверок, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».
При организации и проведении плановых и внеплановых проверок, настоящих Правил, информация (дата и № распоряжения, присвоенный учетный номер и.т.д) подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки.
- Какие документы формируются и выдаются на руки после проверки?
По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя в двух экземплярах.
Подпись (подписи) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, в акте проверки, акте проверки физического лица - правообладателя заверяется (заверяются) печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН.
Акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя оформляется на проверявшийся объект защиты и (или) территорию (земельного участка) непосредственно после ее завершения, один его экземпляр с копиями приложений, заверенных печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, вручается уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которых проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия уполномоченного лица органа власти или объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которых проводилась проверка, а также в случае отказа данного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, актом проверки физического лица - правообладателя, данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
- Рассматриваются ли анонимные обращения?
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимается, предложения, заявления или жалобы, поданные в государственный орган или его должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно.
Федеральным законом № 59-ФЗ установлены требования к форме и содержанию письменных и устных обращений граждан. Под устным обращением гражданина понимается заявление, принятое на личном приеме, при котором гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть предложения, заявления или жалобы, ставится личная подпись и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
- Как зависит периодичность плановых проверок от категории опасности объекта?
Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)»
Вышеуказанным Постановлением Правительства №806 установлена следующая периодичность плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска:
Категории объектов |
Периодичность |
Категория высокого риска |
один раз в 3 года |
Категория значительного риска |
один раз в 4 года |
Категория среднего риска |
не чаще чем один раз в 7 лет |
Категория умеренного риска |
не чаще чем один раз в 10 лет |
Категория низкого риска |
проверки не проводятся |
- Вправе ли инспектора по пожарному надзору за одно и то же нарушение привлекать и должностное, и юридическое лицо?
Вправе. Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ). Однако, в связи со снижением административной нагрузки в последние годы данная мера применяется государственными инспекторами крайне редко.