Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт
по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
(Федеральный центр науки и высоких технологий)
МЧС России
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ
ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Москва, 2013г.
Оглавление
Термины и определения 3
Вводимые термины и определения 5
1. Общие положения 6
2. Характеристика существующих систем оповещения и информирования населения в Российской Федерации. 8
2.1 Федеральная система оповещения 9
2.2 Межрегиональные системы оповещения 9
2.3 Региональные системы оповещения 9
2.4 Муниципальные (местные) системы оповещения 10
2.5 Локальные и объектовые системы оповещения 11
2.6 Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) 12
2.7 Система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ) 13
2.8 Нормативное обеспечение функционирования систем оповещения населения 14
2.9 Общая характеристика состояния систем оповещения и информирования населения 16
3. Системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. 17
4. Основные принципы, цели и задачи создания и использования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций 18
4.1 Основные принципы. 18
4.2 Основные цели. 19
4.3 Основные задачи. 19
5. Основные требования к комплексной системе экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, ее состав и структура 20
5.1 Основные требования 20
5.2 Структура и состав. 22
6. Основные пути и этапы создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. 24
7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции. 27
8. Механизмы реализации и контроля за исполнением настоящей Концепции. 27
9. Возможные риски. 28
Заключение 30
Термины и определения
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) - орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС.
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный или диспетчерский орган городской службы, входящей в местную подсистему РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Критически важные объекты - это объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики субъекта или административно территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Нештатная ситуация - сочетание условий и обстоятельств при эксплуатации технических систем, отличающихся от предусмотренных проектами, нормами и регламентами и ведущих к возникновению опасных состояний в технических системах.
Оперативная оценка обстановки - своевременное выявление и идентификация опасности, возможных ее источников, определение вероятности возникновения идентифицированных опасных событий и оценка их последствий для всех предполагаемых вариантов развития ситуации, выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых достигается существенное снижение рисков и уменьшение масштабов ЧС природного, техногенного характера, а также последствий реализации военных опасностей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Вводимые термины и определения
Информация о ЧС – сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или факте возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях.
Оповещение населения - доведение до населения сигналов и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правилах поведения и способах защиты в данной ситуации.
Информирование населения - доведение до населения информации о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по любым средствам массовой информации.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – комплекс программно-технических средств систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов и оповещения для доведения сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения в автоматическом режиме.
Зона экстренного оповещения - территория подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов.
Сигналы оповещения – специальные сигналы, предназначенные для оповещения об опасности.
1. Общие положения
Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – Концепция) содержит систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию системы оповещения населения для обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека при угрозе возникновения и в случае возникновения ЧС сигналов и экстренной информации об угрозе или возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
Своевременное и гарантированное оповещение населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба.
Согласно законодательству Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» органы управления и силы РСЧС функционируют в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС, порядок организации деятельности которых и уровень реагирования (объектовый, местный, региональный и федеральный) определяются в зависимости от классификации ЧС, характера ее развития, привлекаемых сил и средств, а также других факторов. Уровень реагирования определяется решением соответствующего руководителя органа государственной власти, в ведении которого находится территория, подвергшаяся угрозе или воздействию ЧС.
В Российской Федерации созданы и функционируют федеральная и межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов Российской Федерации), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения (в районах размещения потенциально опасных объектов). Кроме того, развернуты работы по созданию специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ), предназначенных для информирования и оповещения населения в местах массового пребывания и на объектах транспортной инфраструктуры. Для оповещения и информирования населения также привлекаются средства связи и массовой коммуникаций общего пользования.
Однако в условиях быстро меняющихся рисков ЧС (рост масштабов, синергетическое развитие природно-техногенных процессов, появление принципиально новых угроз), современного развития телекоммуникационных технологий, интенсивного развития транспортной инфраструктуры и реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в труднодоступных местах, урбанизации населения и, соответственно, появления значительного количества новых мест массового пребывания людей - требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем оповещения и информирования по всем направлениям (нормативному обеспечению, техническому и организационному).
Так, рост масштабов ЧС и возникновения катастрофического развития синергетических природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов их информирования и значительного процентного одновременного увеличения охвата средствами оповещения и информирования населения.
В то же время необходимы технические средства, которые позволяют индивидуально доводить экстренную информацию о ЧС до любого человека, проживающего или находящегося, в том числе на малонаселенных территориях и в труднодоступных местах.
На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС, повышение их оперативности, может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования??? действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС. Указанная цель достигается наличием:
- полного набора сценариев возникновения и развития ЧС для данного региона;
- развитых телекоммуникационных сетей, систем мониторинга источников природных и техногенных ЧС, сопряженных с техническими средствами принятия решений и оповещения;
- автоматизированных систем поддержки принятия решений;
- технических средств многократного дублирования (резервирования) каналов передачи данных и информации о ЧС с использованием всех имеющихся на территории оповещения средств связи и массовых коммуникаций общего пользования;
- законодательным и нормативным обеспечением указанных мероприятий.
Вопрос повышения качества оповещения и информирования населения и увеличения его охвата может быть достигнут внедрением новых форм, методов и способов оповещения населения, использование новых технических систем и средств массового информирования населения. Указанная цель достигается:
- наличием соответствующего финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- широким внедрением современных форм и методов информирования, включая Интернет-ресурсы, мультимедийные средства, дистанционное обучение, использование IT – технологий и методов активного информационного воздействия;
- возможностью сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе и по факту возникновения ЧС, мерах и правилах поведения населения;
- комплексным использованием современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для информирования населения об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
- законодательным и нормативным обеспечением указанных мероприятий.
2. Характеристика существующих систем оповещения и информирования населения в Российской Федерации
Оповещение и информирование населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями. К таким органам повседневного управления относятся: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) региональных центров МЧС России, центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований, ДДС потенциально-опасных объектов и организаций, привлекаемых для оповещения населения.
2.1 Федеральная система оповещения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 октября 2003 г. № 1544-р проведена реконструкция федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения. Система введена в эксплуатацию в 2007 году приказом МЧС России от 24 ноября 2006 г. № 686 и обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, должностных лиц МЧС России, территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России.
Основные направления совершенствования федеральной системы оповещения:
- полный переход на современные технические средства и дублирование каналов передачи данных;
- внедрение систем оповещения, обеспечивающих доведение условных сигналов в автоматизированном режиме.
2.2 Межрегиональные системы оповещения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р проведена реконструкция межрегиональных автоматизированных систем централизованного оповещения. В эксплуатацию системы введены в 2007 году приказом МЧС России от 24 ноября 2006 г. № 686 (работы по реконструкции проведены в период с 2003 по 2006 гг., в Приволжском региональном центре система создана в 2009 году, в Северо-Кавказском региональном центре система создана в 2012 г.) и обеспечивают доведение информации и сигналов оповещения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, пунктов управления спасательных воинских, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований МЧС России регионального подчинения, ФПС, ГИМС, ВГСЧ, авиационных спасательных центров.
Основные направления совершенствования межрегиональных систем оповещения:
завершение работ по оснащению современными техническими средствами оповещения в полном объеме;
внедрение систем оповещения, обеспечивающих доведение условных сигналов в автоматизированном режиме.
2.3 Региональные системы оповещения
В настоящее время в Российской Федерации действует 83 региональных системы оповещения, основной задачей которых является доведение с повседневных и запасных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и сил гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основу региональных систем оповещения составляют комплексы технических средств оповещения (П-160, П-164, П-166, КТСО-Р, КПТС АСО, АСО-8, и т.д.), каналы сети связи общего пользования, сети теле- и радиовещания.
В целях оценки состояния готовности систем оповещения населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с территориальными органами МЧС России и операторами связи ежегодно проводятся комплексные проверки готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению.
На 1 января 2013 года:
в 39 (47%) субъектах Российской Федерации обеспечена готовность региональных систем оповещения к использованию по предназначению;
в 40 (48,2%) субъектах Российской Федерации региональные системы оповещения ограниченно готовы к использованию по предназначению;
в 4 (4,8%) субъектах Российской Федерации региональные системы оповещения не готовы к использованию по предназначению.
В целом действующие региональные системы обеспечивают оповещение населения Российской Федерации. Однако из-за недостаточного финансирования работ по реконструкции региональных систем оповещения сохраняется тенденция снижения их готовности. По отношению к 2011 году уменьшение количества готовых к использованию по предназначению региональных систем оповещения составило 4,8%. Ежегодно практические работы по реконструкции ведут только 30-37 субъектов Российской Федерации.
Основные направления совершенствования региональной системы оповещения населения:
обеспечение готовности региональных систем оповещения к использованию по предназначению во всех субъектах Российской Федерации;
обеспечение доведения условных сигналов до 100 % населения, в том числе в автоматическом режиме;
увеличение финансирования реконструкции систем оповещения.
2.4 Муниципальные (местные) системы оповещения
Основной задачей муниципальной (местной) системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Основные направления совершенствования муниципальных (местных) систем оповещения:
модернизация муниципальных (местных) систем оповещения на основе современных технических комплексов оповещения;
сопряжение в автоматическом режиме с системами мониторинга предвестников и источников возникновения ЧС.
2.5 Локальные и объектовые системы оповещения
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»).
В соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р работы по созданию локальных систем оповещения должны были быть завершены до 2010 года. На декабрь 2012 года количество созданных локальных систем оповещения составило 72 % от необходимого.
Из потенциально опасных объектов, не имеющих и не создающих локальные системы оповещения, 37,2 % объектов находится в ведении федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, 46,2 % - в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, 38 % - частные предприятия.
В соответствии с нормативными документами все здания и сооружения должны быть оборудованы объектовыми системами оповещения при пожаре, которые в ряде случаев могут быть задействованы в ручном или автоматическом режиме для оповещения находящихся на объекте людей о других чрезвычайных ситуациях.
Основные направления совершенствования локальных и объектовых систем оповещения:
создание локальных систем оповещения на 100% потенциально-опасных объектах и оснащение их современными техническими средствами;
внедрение локальных систем оповещения, обеспечивающих доведение условных сигналов оповещения в автоматическом режиме;
сопряжение с системами мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов;
сопряжение объектовых систем экстренного оповещения о пожаре с муниципальными системами оповещения.
2.6 Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
ОКСИОН имеет 4 уровня иерархии: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные информационные центры (МРИЦ), региональные информационные центры (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).
В настоящее время ОКСИОН создана и функционирует в 38 крупных городах Российской Федерации и включает в себя 34 информационных центра, 94 пунктов уличного информирования и оповещения населения на основе светодиодных экранов, 2656 плазменных панелей и 1062 устройства типа «бегущая строка», созданных за счет средств федерального бюджета.
ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового скопления людей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности - его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.
В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения (ПУОН), пункт информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН)), мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН).
Анализ функционирования ОКСИОН позволяет сделать вывод о том, что стационарные терминальные комплексы в основном работают в повседневном режиме функционирования, осуществляя наблюдение, информирование и обучение населения.
Вместе с тем в 2008-2012 гг. в условиях борьбы с лесными пожарами, ликвидации последствий крушений на железных дорогах и при крупных авариях на коммунально-бытовых сетях стационарные терминальные комплексы ОКСИОН активно применялись для доведения информации о правилах безопасного поведения в сложившихся ситуациях.
Необходимо отметить, что разработка технических средств и создание ОКСИОН осуществлялись, в основном, исходя из задач и с учетом условий функционирования их в мирное время.
Дальнейшее развитие ОКСИОН осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.
Основные направления совершенствования ОКСИОН:
модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими;
развитие составляющей ОКСИОН, создаваемой за счет средств субъектов Российской Федерации и организаций.
2.7 Система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ)
Система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ) создается в целях обеспечения:
информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об угрозе террористических актов;
мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.
Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.
Основные направления развития СЗИОНТ:
отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;
внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;
интеграция СЗИОНТ с системами информирования и оповещения населения, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры;
использование механизма частно - государственного партнерства;
нормативное и законодательное обеспечение СЗИОНТ
2.8 Нормативное обеспечение функционирования систем оповещения населения
Государственная политика и нормативное регулирование в области создания и поддержания в готовности систем оповещения осуществляются в соответствии со следующими основными нормативными правовыми документами:
а) федеральными законами:
от 21 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
б) Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций».
в) Постановления Правительства Российской Федерации:
от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещении потенциально опасных объектов»;
от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороны в Российской Федерации»;
от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;
от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
г) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября
2003 г. № 1544-р.
д) Совместными приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:
от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер от 12 сентября 2006 г. № 8232);
от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер от
3 февраля 2006 г. № 7443).
е) приказами МЧС России:
от 17 декабря 2008г. № 783 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
от 16 ноября 2011 г. № 15с;
от 1 марта 2004 г. № 97ДСП «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны;
от 3 марта 2005г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС»;
от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов российской федерации и муниципальных образований»;
от 4 ноября 2004 г. № 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта";
ж) методическими рекомендациями МЧС России и типовыми проектными решениями по созданию систем оповещения;
з) РД-03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений».
В перечисленных нормативных и правовых актах и методических рекомендациях определены ответственность должностных лиц за создание и поддержание в готовности систем оповещения, порядок их создания, функционирования и финансирования из бюджетов всех уровней, даны рекомендации и приведены типовые организационно-технические решения по созданию систем оповещения.
В целом существующие нормативные правовые акты и методические рекомендации позволяют обеспечить проведение государственной политики и нормативное регулирование в области создания и поддержания в готовности систем оповещения. Вместе с тем указанные нормативные правовые акты не позволяют обеспечить полномасштабную модернизацию созданных и интеграцию вновь создаваемых систем оповещения населения на всех уровнях, в том числе с системами мониторинга, а также автоматизированное и комплексное их использование.
2.9 Общая характеристика состояния систем оповещения и информирования населения
Анализ состояния систем оповещения и информирования населения позволяет выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости функционирования:
комплексы технических средств действующих систем централизованного оповещения на базе комплексов П-160, П-166 и П-166Ц, разработанных в период с начала 60-х годов до конца 90-х годов XX века, изношены и морально устарели, в целом не предназначены для работы на мультисервисных сетях связи, цифровых сетях теле- и радиовещания;
превышение к 2014 году установленных сроков эксплуатации комплексов технических средств оповещения федеральной и межрегиональных систем оповещения и, как следствие, снижение их готовности и рост затрат на их эксплуатационно-техническое обслуживание;
отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, в том числе федеральной и межрегиональных, с системами ОКСИОН, мониторинга природных и техногенных ЧС, цифрового телерадиовещания, сетями мобильной связи и других;
снижение надежности региональных систем оповещения из-за использования в их составе комплексов технических средств (П-160, П-164, 5Ф88, АДУ ЦВ), выработавших 3 и более установленных эксплуатационных ресурса, не предназначенных для работы на современных цифровых сетях связи и не отвечающих современным оперативным и техническим требованиям;
неэффективное использование региональных сетей теле- и радиовещания, сетей кабельного телевидения, в том числе невозможность их перехвата в автоматизированном режиме системами оповещения, созданными в начале 70-х годов на базе аппаратуры оповещения 5Ф-88 (19% субъектов Российской Федерации);
низкий охват сельского населения сетью оконечных устройств оповещения населения – электросирен, громкоговорящих установок (21,7% субъектов Российской Федерации), используемых для подачи сигнала «Внимание всем!» с целью привлечь внимание населения (особенно в ночное время суток) к электронным средствам массовой информации для прослушивания речевой информации;
отсутствие управления системой оповещения с запасных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в 23 (27,7%) субъектах Российской Федерации);
отсутствие автоматизированных систем оповещения населения в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Оренбургской и Саратовских областях (технические средства оповещения утрачены либо самостоятельно демонтированы);
отсутствие резерва мобильных средств оповещения в субъектах Российской Федерации;
невозможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка (5Ф-88, П-160, П-166) региональных систем оповещения с системами ОКСИОН, СМС оповещения и другими.
Возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения всех уровней управления.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для решения всех указанных проблем необходим комплексный подход к решению задачи оповещения и информирования населения Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций с применением всех имеющихся технических средств, включая средства связи и вещания, которые должны дополнять друг друга.
3. Системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
В настоящее время в Российской Федерации эксплуатируется ряд систем и комплексов мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС в том числе:
1. Автоматизированный комплекс сбора, обработки и представления радиолокационной информации (АКСОПРИ).
Период обновления данных 10 мин. Эффективный радиус измерения осадков на комплексе АКСОПРИ – 120 км в зимний и переходные периоды, измерения осадков и обнаружения опасных явлений - 200 км в летний;
2. Метеорологический акустический доплеровский локатор. Основным назначение является измерение относительной скорости движущихся целей. Определение скорости основывается на использовании эффекта Допплера, сущность которого состоит в том, что при непрерывном изменении расстояния между локатором и целью изменяется частота электромагнитных колебаний, отраженных от цели.
Локатор предназначен для оперативной дистанционной диагностики высотно-временной структуры области интенсивного турбулентного теплообмена в нижнем слое атмосферы над точкой наблюдения, а также измерения профилей скорости и направления ветра.
Доплеровский метеорологический радиолокатор ДМРЛ-С, способен с высокой точностью фиксировать опасные погодные явления, такие как смерч и ледяной дождь,
он может "видеть" на расстоянии до 250 километров.
3. Система раннего предупреждения паводковой обстановки.
4. Автоматизированная система гидрологического мониторинга (АГСМ) о возникновении угрозы паводков и наводнений обеспечивает:
- моделирование поведения водных объектов;
- расчет водных балансов;
-периодическое измерение уровней воды в открытых водоемах;
-передачу тревожных сигналов
5. Система предупреждения о цунами обеспечивающая определение в автоматическом режиме характеристик волны и запуск систем оповещения об угрозе. Система функционирует на межрегиональном уровне (ФП РСЧС ЦУНАМИ).
6. Автоматизированная дистанционная система оперативного контроля (ЛИДАР) предназначенная для получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем и обеспечивает дистанционное обнаружение аварий ни химически опасных объектах, разведки зоны аварии, прогноза зон заражения и принятия решения по защите и эвакуации населения.
7. Автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) обеспечивает непрерывный мониторинг радиационной обстановки в местах расположения постов контроля.
8. Автоматизированная система мониторинга техносферы (АС МТ) Российской Федерации.
Программно технические комплексы (ПТК) системы мониторинга инженерных систем (СМИС) размещаются на федеральном, межрегиональном и субъектовом уровнях. На уровне муниципального образования информация об объекте передается в ЕДДС. Информация о состоянии контролируемых объектов обрабатывается унифицированным аппаратно – программным модулем сопряжения (АПМС). предназначенным для оснащения органов повседневного управления РСЧС в соответствии с приказом МЧС России от 05.05.2012 №257.
В настоящее время эти системы функционируют, как правило, в автономном режиме и не обеспечивают сопряжение с существующей системой оповещения населения.
4. Основные принципы, цели и задачи создания и использования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
4.1 Основные принципы
При создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должны использоваться следующие принципы:
функциональной обоснованности;
комплексное использование для оповещения населения всех телекоммуникационных и информационных ресурсов включая, системы телерадиовещания, каналы сети связи общего пользования, системы обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения;
информационная, программная и техническая интеграция комплексов оповещения и систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов.
4.2 Основные цели
Целью создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций является сокращение людских потерь и уменьшение материального ущерба от ЧС природных явлений и техногенного характера за счет своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне такой ситуации, сигналов оповещения и информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты.
4.3 Основные задачи
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
разработать предложения по совершенствованию нормативных, правовых и методических основ для создания новых и совершенствования действующих программно-технических комплексов систем оповещения интегрированных с системами мониторинга опасных природных и техногенных явлений на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях;
осуществить модернизацию существующих систем оповещения на основе современных (перспективных) программно-технических комплексов, обеспечивающих сопряжение с системами мониторинга ЧС природных явлений и техногенных процессов для гарантированного оповещения населения в автоматическом режиме;
осуществить внедрение современных информационных технологий, электронных средств массовой информации для оповещения и информирования населения об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
обеспечить определение (уточнение) регламентов межведомственного взаимодействия при эксплуатации комплексной системы экстренного оповещения населения;
обеспечить сопряжение стационарных и мобильных элементов систем оповещения;
обеспечить сопряжение подсистем (ПТК) различных уровней и компонент (стационарных и мобильных ПТК) системы оповещения для функционирования в автоматизированном режиме;
5. Основные требования к комплексной системе экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, ее состав и структура
5.1 Основные требования
Комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечивать оповещение населения в зоне экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), выбираемых в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, группы населения, которая может находиться в зоне оповещения и используемых систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов, которые могут возникнуть на данной территории.
Комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечивать:
Эффективное решение задач своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации сигналов и экстренной информации оповещения об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты;
оперативное оповещение населения в зонах экстренного оповещения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций;
своевременное реагирование сил и средств РСЧС в целях защиты населения;
оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
функционирование в различных режимах РСЧС;
сопряжение в автоматическом режиме с программно – техническими комплексами принятия решений на всех уровнях системы управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения и масштабов ЧС, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;
передачу в автоматическом и автоматизированном режимах необходимых информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровая) для адекватного восприятии населением при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации;
передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
заданные временные и вероятностные характеристики передачи сигналов и экстренной информации оповещения;
сопряжение с взаимодействующими системами на региональном, местном и объектовом уровне, в том числе с системами мониторинга потенциально-опасных объектов природных и техногенных ЧС;
защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.
Элементы комплексной системы экстренного оповещения населения должны обеспечивать на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях сопряжение технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты, а также управление (использование) с органами управления РСЧС соответствующего уровня.
При определении зон экстренного оповещения населения необходимо руководствоваться типовым паспортом безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденным Приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 (зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2004 № 6144), типовым паспортом безопасности опасного объекта, утвержденным Приказом МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. № 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта", с учетом возможных рисков возникновения ЧС природных явлений и техногенного характера.
К природным чрезвычайным ситуациям относятся:
геофизические опасные явления: извержения вулканов;
геологические опасные явления: оползни, обвалы, осыпи, лавины, сели, склонные смывы, просадка лессовых пород и земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури;
метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри, крупный град, сильный дождь, снегопад, метель, туман, засуха, суховей, заморозки;
морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильные колебания моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов;
гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (половодье, дождевые паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны), низкий уровень воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление);
природные (ландшафтные) пожары: лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары;
инфекционные заболевания людей: единичные и групповые случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии;
инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, экзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии;
поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: прогрессирующая эпифитопия, панфитотия, болезни растений невыявленной этиологии, массовые распространения вредителей растений.
К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относятся:
аварии на химически опасных объектах;
аварии на радиационно опасных объектах;
аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;
аварии на гидродинамически опасных объектах;
аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро);
аварии на коммунально-энергетических сетях.
5.2 Структура и состав
Организация оповещения населения в настоящее время регламентируется «Положением о системах оповещения населения», утвержденным совместным приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи России, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 в котором конкретизированы требования федеральных законов и постановлений правительства и иных нормативных документов.
Непосредственное оповещение населения осуществляется по автоматизированным системам оповещения, обеспечивающим доведение до населения сигнала «Внимание всем!» путем включения сирен и передачу краткой экстренной информации оповещения с перерывом телевизионного и радиовещания, при непосредственной угрозе возникновения или возникновении ЧС природных явлений и техногенного характера.
Создание Комплексной системы экстренного оповещения населения в строгом соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года №1522 необходимо осуществлять на всех уровнях управления – федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом.
В рамках Комплексной системы экстренного оповещения населения предлагается объединить существующие автоматизированные системы централизованного оповещения населения с системами мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля. На объектовом уровне дополнительно необходимо сопряжение с системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
На Рис.1 (приложение 1) приведенасхема организации комплексной системы экстренного оповещения населения на федеральном и межрегиональном уровнях.
Цветом выделены системы, сопрягаемые с существующей автоматизированной системой оповещения, в задачи которых оповещение населения об угрозе возникновения или возникновения ЧС природных явлений и техногенного характера в настоящее время не входит.
В настоящее время непосредственное оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС природных явлений и техногенного характера находится в ведении органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов экономики.
Вместе с тем необходимо отметить, что построенные на базе современных комплексов технических средств оповещения населения системы позволяют оповещать население с любого уровня управления, в том числе с федерального и межрегионального путем дистанционного управления сетями оповещения субъектов и муниципалитетов, как в циркулярном, так и в избирательном режимах.
На федеральном, межрегиональном и региональном уровнях целесообразно обеспечить организационно-техническое сопряжение систем мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля имеющихся на соответствующих уровнях управления. В этих целях необходимо организовать передачу данных от этих систем в виде стандартных протоколов обмена для обработки в модулях сопряжения и выдачи команд на использование по предназначению систем оповещения населения различного уровня. Сопряжение должно обеспечивать как автоматический (без участия операторов), так и автоматизированный режим функционирования.
Схема организации комплексной системы экстренного оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовых уровняхприведена на рис. 2 (приложение 1).
На региональном и муниципальном уровнях кроме сопряжения с системами мониторинга и прогнозирования в системе оповещения дополнительно должны максимально использоваться сети операторов сотовой связи и Интернет.
На объектовом уровне кроме сопряжения систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, их необходимо сопрячь с системами оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ). Запуск систем оповещения должен осуществляться при обнаружении признаков ЧС угрожающих жизни и здоровью граждан в автоматическом режиме.
Комплексная система экстренного оповещения населения должна включать:
органы повседневного управления РСЧС: НЦУКС, ЦУКС РЦ, ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, дежурно – диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты;
программно-технические комплексы, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты.
Комплексная система экстренного оповещения населения должна иметь следующие уровни управления:
объектовый (на территориях потенциально-опасных объектов);
местный (на территориях муниципальных образований субъектов Российской Федерации);
региональный (на территориях субъектов Российской Федерации);
межрегиональный (на территориях федеральных округов);
федеральный (на территории Российской Федерации).
Основными элементами комплексной системы экстренного оповещения населения регионального, местного и объектового уровней являются:
-комплексы программно-технических средств оповещения;
- сети электросиренного оповещения;
-радиотрансляционные сети населенных пунктов (сеть проводного радиовещания);
- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);
- сети телевещания (звуковое сопровождение);
- сети уличной звукофикации;
- сеть подвижной радиотелефонной связи;
- сети сотовых операторов связи, в том числе с использованием технологий Cell Broadcast и LiveScreen;
- телефонные сети связи населенных пунктов;
- системы мониторинга опасных природных и техногенных ЧС;
- машины оперативных служб города, оборудованные громкоговорящими устройствами;
- другие технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты.
6. Основные пути и этапы создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
При создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо организовать:
проведение оценки устойчивости функционирования действующих систем оповещения и информирования и разработка рекомендаций по их повышению, в том числе и в зонах экстренного оповещения;
разработку технологических решений по созданию на основе перспективных цифровых сетей связи и вещания систем оповещения населения;
интеграцию систем оповещения и информирования населения с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС, обеспечивающую запуск в автоматическом режиме технических средств оповещения и информирования в опасных районах при превышении установленных пороговых значений атмосферных, метеорологических, гидрологических и иных параметров, поступающих с постов наблюдения, а также от систем мониторинга опасных производств;
разработку и апробацию технологических решений по сопряжению на всех уровнях управления РСЧС технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты, в том числе с использованием технологий Cell Broadcast и LiveScreen;
построение основных элементов комплексной системы экстренного оповещения населения, в том числе путем проведения мероприятий по модернизации существующих систем оповещения населения, и проведение их опытной эксплуатации;
совершенствование нормативных правовых и методических основ создания новых и совершенствования действующих систем оповещения населения, интегрированных в комплексную систему экстренного оповещения населения.
В целях организационно-технического обеспечения создания и функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения предусматривается:
внесение изменений и дополнений в действующие нормативные и правовые документы и разработке новых нормативных правовых и нормативно-технических документов, необходимых для создания и эффективного функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения;
разработка регламентов выполнения мероприятий комплексной системы экстренного оповещения населения и взаимодействия всех ее элементов;
разработка методических рекомендаций по использованию комплексной системы экстренного оповещения населения;
подготовка должностных лиц органов управления к работе с использованием программно-технических средств комплексной системы экстренного оповещения населения.
Этапы создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций:
1 этап - до 1 декабря 2013 года.
Создание на территории Российской Федерации комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций:
создание межведомственной рабочей группы по координации взаимодействия при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522
подготовка предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, в том числе в:
- Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон от 7.07.2003 № 126 «О связи»;
- в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003
№ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
подготовка методических рекомендаций по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
формирование перечня и базы данных территорий, где требуется создать комплексные системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
создание экспериментальных зон комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (на примере Республики Дагестан)
внесение изменений в приказ МЧС России, Мининформсвязи и Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522;
принятие органами государственной власти Российской Федерации нормативных правовых документов о реализации на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
приведение локальных систем оповещения населения в соответствие с нормативными правовыми актами, регулирующие вопросы их создания;
проектирование и создание дополнительных элементов комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на территориях, определенных нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
проведение обучения, занятий, учений и тренировок по организации эксплуатации и поддержанию в готовности комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
ввод в эксплуатацию на территории субъектов Российской Федерации комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и организации их функционирования в составе территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в полном объеме;
включение в документы территориального планирования вопросов, связанных с определением территорий, где требуется создать комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
итоговый доклад в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту Российской Федерации о реализации Указа Президента российской Федерации от 13 ноября 2012 № 1522.
2 этап - до 1 декабря 2014 года:
совершенствование технологических решений и вопросов, связанных с интегрированием на всех уровнях комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с существующей системой оповещения населения.
3 этап – до 1 декабря 2015 года:
модернизация комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом ее интегрирования в существующую систему оповещения населения.
7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
Разрабатываемая и внедряемая в рамках настоящей Концепции комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций позволит на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях обеспечить:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты;
сокращение времени оповещения и информирования населения, в том числе и в зонах экстренного оповещения;
сопряжение технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;
использование современных информационных технологий, электронных средств массовой информации для оповещения и информирования населения;
приведение законодательных актов Российской Федерации в соответствие с указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012г. №1522;
повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также снижение количества пострадавшего населения и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.
8. Механизмы реализации и контроля за исполнением настоящей Концепции
В рамках создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций предполагается внести изменения в действующие законодательные и нормативные документы в части, касающиеся уточнения сфер ответственности и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих организаций по следующим направлениям:
на федеральном и межрегиональном уровнях – МЧС России;
на региональном уровне – органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном – органов местного самоуправления;
на объектовом – организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты.
1. Внести изменения в Федеральные законы:
от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
2. Переработать Положение о системах оповещения, утвержденное совместным приказом МЧС России, Минсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376;
3. Разработать и утвердить организационно-технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения (Технический регламент «Общие требования к продукции, предназначенной для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
4. Разработать методические документы о создании, эксплуатации и задействовании системы оповещения в субъектах Российской Федерации.
При этом реализация полномочий на каждом из уровней должна осуществляться с привлечением имеющихся на соответствующей территории ресурсов и технических средств доведения информации и сигналов оповещения до населения, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих организаций.
Организация выполнения мероприятий по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения, контроль за их исполнением возлагается на МЧС России и его территориальные органы, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разработка требований к операторам связи по распространению информационных сообщений об нештатных и чрезвычайных ситуациях, возлагается на Минкомсвязь России.
Организация и выполнение работ в субъектах Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, за счет средств соответствующих бюджетов.
Реализация мероприятий по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств организаций, эксплуатирующих потенциально- опасные объекты, а также федерального бюджета и государственно-частного партнерства.
9. Возможные риски при создании КСЭОН
Возможные риски обусловлены следующими причинами:
недостаточным финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты, мероприятий по созданию и доработке, модернизации уже установленных и действующих систем оповещения населения, а также их интеграции в комплексную систему оповещения населения на всех уровнях;
возможным свёртыванием государственного радиовещания;
неготовностью собственников современных информационных технологий и технических средств к активному участию в выполнении задач по оповещению населения;
отсутствием практических результатов комплексного технического сопряжения систем и устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты населения;
недостаточной подготовленностью населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Заключение
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р одним из направлений государственной демографической политики является обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Оповещение занимает важное место в комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Своевременное оповещение населения, органов управления и сил РСЧС позволяет обеспечить оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, снижение потерь населения и материального ущерба.
Кроме того, своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы препятствуют возникновению панических слухов, которые нередко в состоянии принести больше негативных последствий, чем сама чрезвычайная ситуация.
Одним из направлений по повышению эффективности оповещения населения является внедрение современных|инновационных разработок по сопряжению систем оповещения населения и мониторинга чрезвычайных ситуаций для снижения рисков чрезвычайных ситуаций.
Предлагаемая к созданию в рамках настоящей Концепции комплексная система экстренного оповещения населения позволит на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты, сократить количество пострадавшего населения и материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций, а также повысить эффективность принимаемых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.